Шинная математика
Для начала освежим наши знания в области автомобильных шин, чтобы понять те способы экономии, которые будут описаны ниже.
Основная характеристика покрышки — ее ширина (мм), высота профиля (% от ширины) и посадочный диаметр (в дюймах). Все данные указаны на самой покрышке. Выглядит это так: 225/45/R17 или 195/65/R15. Рядом обычно указывает индекс нагрузки и скорости (к примеру, 95Н). Индекс нагрузки представляет собой число от 0 до 279 (условные обозначения), соответствующее нагрузке в килограммах, которую способна выдержать шина при максимально допустимом внутреннем давлении воздуха. О скоростном индексе, как о способе экономии, поговорим ниже.
Для вычисления общего диаметра колеса (диск и резина) пригодится формула: 2 х (ширина х профиль) / 100 + посадочный диаметр х 25,4. Для тех, у кого с математикой туго, существует уйма т.н "шинных калькуляторов", доступных на просторах Интернета.
Знание общего диаметра колеса пригодится при переходе на диски большего или меньшего размера, а также при желании правильно сэкономить на размере резины.
Способ первый: размер имеет значение
Стоимость любой автопокрышки зависит, в основном, от двух характеристик: размера (ширины, профиля и диаметра) и фирмы-изготовителя. Что касается размеров, то тут все просто: чем больше — тем дороже. Еще один немаловажный аспект — распространенность того или иного размера. Приведу пример: прошлым лето я достаточно долго искал резину Bridgestone Potenza размерностью 215/40/R17, так как именно она идеально подходила для автомобиля (ширина 225 мешала повороту руля в крайних положениях, а профиль 45 на ямках терся об арку). В результате я не только переплатил за редкий размер, но и, спустя три месяца, не смог найти замену, продырявив одно из колес.
Отсюда вывод: не покупайте колеса редких размеров. А как отличить редкий размер от распространенного? Да элементарно: просто зайдите на веб-сайт любого магазина резины и поглядите списки предложений, вам все сразу станет ясно.
Стоит отметить, что рекомендации относительно размерности колес на конкретные модели часто дает сам производитель автомобиля. Эта информация есть в руководстве по пользованию вашим авто, либо опять-таки в Интернете. Зачастую производитель приводит несколько вариантов размеров, которые вам подойдут.
Посадочный диаметр. Чем большего диаметра колесный диск, тем он дороже (и, зачастую, шикарнее). Так уж сложилось в автоиндустрии. То же самое с резиной. Поэтому настоящие специалисты по экономии покупают на зиму 4 колесных диска меньшего диаметра и соответствующую резину. Весь комплект может стоить даже дешевле, чем резина большего диаметра.
Здесь нужно помнить одну важную деталь: у любой машины существует минимально и максимально возможный диаметр колесного диска. Слишком маленькие колеса помешает поставить тормозной диск и суппорт, слишком большие — колесная арка, об которую огромные и модные "катки" будут тереться. При выборе дисков также обратите внимание на их ширину, вылет (или offset), диаметр центрального кольца, количество дырок под болты и расстояние между ними.
Профиль. Если вы решились на приобретение "зимних" дисков меньшего диаметра, стоит знать, что общий диаметр колеса не должен сильно меняться при смене размера диска. Т.е меньший диаметр диска должен быть компенсирован большей высотой профиля резины. Влияет ли высокий профиль на управляемость авто? Да, но если вы не собираетесь участвовать в снежном ралли, это не так важно. К тому же, низкопрофильная резина, в силу своих динамических характеристик, дороже средне- и высокопрофильной. Но, опять же, во всем надо знать меру: внедорожную резину на городскую малолитражку ставить не советуем.
Штампованные диски. Если вас не смущает их внешний вид (а зимой колеса все равно грязные) и вы не являетесь владельцем престижного люкс-седана или спорт-кара — смело покупайте штампованные диски, которые в отличие от "литья" гораздо сложнее погнуть, и стоят они в разы дешевле. Подберите симпатичные колпаки — и никто не заметит разницы. Кроме вашего кошелька, конечно.
Ширина. Если вы все-таки решили использовать зимой те же диски, что и летом, попробуйте сэкономить на ширине резины, которая тоже влияет на стоимость. На одни и те же колесные диски можно поставить резину разной ширины. Допустимы вариации на пару "шагов" вперед-назад: вместо 205/55/R15 (общий диаметр колеса — 606,5 мм) вполне подойдет 195/60/R15 (общий диаметр — 615 мм) и в некоторых случаях даже 185/65/R15 (общий диаметр — 621 мм). Зимой предпочтительней более узкая резина с чуть более высоким профилем, так как она лучше "режет" снег и помогает преодолевать снежные заносы. Но не увлекайтесь: колесо не должно из-за сильно увеличившегося общего диаметра цеплять за арки или лонжероны. И помните про редкие размеры — с ними лучше не связываться!
Способ второй: индекс скорости
На большинстве современных покрышек помимо размеров и индекса нагрузки указан индекс скорости — допустимый предел скоростного режима, при котором возможна эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом.
Самая "медленная" шина для легкового автомобиля обозначается буквой J (до 100 км/ч), самая "быстрая" — буквами ZR (более 240 км/ч) и Y (300 км/ч). Здесь важно понимать, что реальное значение максимально допустимой скорости зависит от фактической нагрузки на резину.
А теперь подумайте, с какой максимальной скоростью вы собираетесь передвигаться зимой. 200 км/ч? 250 км/ч? Вряд ли. Так зачем же переплачивать за скоростную резину, если вы не собираетесь устанавливать рекорды скорости? Каждая буковка стоит дополнительных денег, которые мы пытаемся сэкономить. Поэтому смело выбирайте покрышки с индексом скорости Q (160 км/ч), R (170 км/ч), S (180 км/ч) или, на крайний случай, H (210 км/ч). И не позволяйте убеждать вас в том, что скоростная шина якобы крепче и обязательно дольше прослужит — все это полный бред. Также, если вы не являетесь водителем микроавтобуса, не стоит тратить лишние деньги на т.н "усиленные" шины, которые имеют на боковине маркировку Reinforced или RF.
Способ третий: в мире брендов
Очевидно, что при покупке резины мы доплачиваем за бренд. Такие именитые премиум-производители, как Michelin, Continental, Pirelli, Bridgestone и GoodYear, гарантируют вам высокое качество и самые последние разработки. Вот только стоит все это удовольствие немалых денег. В то же время, у премиум-брендов есть дочерние предприятия, которые делают бюджетные шины. Например, у французской Michelin с 1995 года есть свой "анти-кризисный" бренд Kleber, а концерн GoodYear владеет сразу несколькими брендами, среди которых Dunlop, Sava, Fulda и Debica. Технологии, по сути дела, те же, просто модели покрышек у дочерних брендов более старые. Естественно, что у такой продукции есть все необходимые сертификаты качества, и они полностью соответствуют мировым стандартам. Цены на одни и те же размеры могут отличаться в 1,5-2 раза.
Итог
Запасаемся на зиму еще четырьмя дисками (можно штампованными) меньшего диаметра и покупаем более узкую и более высокую резину. Обращаем внимание на рекомендации производителя автомобиля. Если зимой предполагается ездить на тех же дисках, что и летом — все равно ищем резину на один размер уже и выше. При подборе размеров обязательно пользуемся шинным калькулятором. Подбираем как можно меньший скоростной индекс. Выбираем шины среди моделей дочерних предприятий премиум-брендов, избегая китайских подделок. Не стремимся купить модель покрышки из самой последней коллекции, так как она обязательно обойдется дороже.
В следующий раз мы поговорим о шипах и ламели, рисунке протектора, тестах резины и альтернативных способах покупки, а также о том, как точно не стоит экономить. Продолжение следует…