Вот и зима подходит к концу.
Всё это время (фактически полгода) я иногда понемногу экспериментировал с регулировочным винтом дросселя.
В конце концов, знаю как его отрегулировать даже без измерительных эл.приборов и тест-бука.
Начну со шкалы тахометра. Точнее, с сектора от "0" до "1". На шкале моей автомашины этот сектор делится на 4 чёрточки:
1 (жирная) - надпись "0";
2 (несколько тоньше) - без надписи;
3 (самая тонкая) - без надписи;
4 (жирная) - надпись "1".
Регулировочный винт дросселя:
1. Крутим по часовой стрелке - увеличиваем обороты двигателя на холостом ходу (ХХ).
2. Крутим против часовой стрелки - уменьшаем обороты двигателя на ХХ.
Почему это происходит?
1. Закручиваем винт - увеличиваем щель между дроссельной заслонкой и внутренней частью корпуса дросселя, тем самым добавляем воздуха в топливную смесь.
2. Откручиваем винт - уменьшаем щель между дроссельной заслонкой и внутренней частью корпуса дросселя, тем самым снижаем количество воздуха в топливной смеси.
На моей автомашине, при полностью исправной системе подачи топлива, системе подачи воздуха и системе зажигания, при точной настройке тросика акселератора, при прогретом двигателе на холостом ходу, стрелка тахометра точно и устойчиво показывает на чёрточку "3" шкалы. И совершенно ни каких "рысканий" или "плаваний" стрелки и соответственно оборотов двигателя!
Если регулировочный винт дросселя немного, т.е. "на волосок" покрутить по часовой стрелке (добавить оборотов), то стрелка поднимется над чёрточкой "3". Так будет происходить столько, сколько будешь крутить винт по часовой, т.е. вплоть до максимальных оборотов. Чем это плохо? В первую очередь перерасходом топлива на ХХ, да и на малой скорости (1-я передача) автомашина двигаться просто не сможет без "подработки" педалями сцепления и тормоза, т.е. будет стремиться ехать быстро, что не всегда уместно.
Если регулировочный винт дросселя немного, т.е. "на волосок" покрутить против часовой стрелки (снизить обороты), то стрелка ... Тоже чуть-чуть поднимется выше чёрточки "3". Обороты в данной ситуации будут удерживаться программой ЭБУ, но они будут чуть-чуть выше нормы. Кроме того, после интенсивной езды на прогретом двигателе, при остановке (к примеру, на светофоре) стрелка тахометра и соответственно обороты двигателя могут (иногда, если винтик откручен только чуть-чуть, т.е. заметить это можно не сразу, а через день-два, после интенсивной езды) "рыскать", т.е. обороты как бы "проваливаются" (стрелка падает вплоть до чёрточки "2"), но ЭБЭ быстро реагирует и добавляет обороты (стрелка может взлететь до чёрточки "4" и даже выше). Так обычно повторяется несколько раз, пока ЭБУ не "успокоит" двигатель на нужных оборотах. Со стороны это выглядит как автомашина сама "газует". Иногда (при сильном откручивании регулировочного винта) ЭБУ вообще не может поймать нужных оборотов и они "рыскают" или "плавают" постоянно на ХХ. "Успокоить" их возможно только очень плавным нажатием педали акселератора (до поддержания несколько секунд оборотов двигателя чуть выше 1000) и такого же плавного "отпускания" педали. Чем плохи малые обороты ХХ? Опять же перерасходом топлива, частым "рысканием" или "плаванием" оборотов на ХХ, плохой тягой двигателя на низах, а иногда плохим пуском двигателя. А при движении в большом интенсивном потоке городского транспорта (особенно при вынужденном активном маневрировании и частых остановках) это может обернуться настоящим кошмаром!
Кстати, при правильно отрегулированном ХХ, аккуратно (без применения акселератора, только отпуская сцепление) трогаюсь на автомашине с места и продолжаю движение (также без применения акселератора): автомашина идёт легко устойчивым и уверенным малым ходом не только по ровной дороге, но и по неровностям. Стрелка тахометра при движении автомашины едва-едва выше чёрточки "3" - это результат "ходовой" нагрузки на двигатель. Но никаких признаков слабой тяги или даже попыток заглохнуть двигатель не должен подавать!
Соответственно:
1. Регулировочный винт дросселя нужно подогнать в примерное положение, а затем (для точной настройки) вращать буквально "на волосок", испытывая результат при прогретом двигателе на ходу (чередую интенсивное движение и остановку автомашины, включение - выключение зажигания и даже практикуя снятие клеммы с аккумулятора).
2. Регулировку винта нужно прекратить сразу после прекращения "рысканий" или "плаваний" оборотов двигателя на ХХ. Т.е. никаких последующих "подкруток" для "закрепления результата"!
3. Если регулировочный винт отрегулирован правильно, то никаких "рысканий" или "плаваний" оборотов и повышенных оборотов ХХ не будет вообще, т.к. дроссельная заслонка, после отпускания педали акселератора, будет опираться на винт в правильном положении. Это исключит аварийное вмешательство ЭБУ. Стрелка тахометра будет всегда (на холостом ходу двигателя без нагрузки) в одном месте. На моей автомашине это место: точно на чёрточке "3", но возможно на другой автомашине будут небольшие отклонения от этой чёрточки. Тут всё индивидуально (учитывая возраст автомашин) и эту точку надо искать.
4. Точная регулировка винта дросселя невозможна при неисправной системе подачи топлива, системе подачи воздуха, системе зажигания или неверном натяжении тросика акселератора!
5. Регулировочный винт дросселя всегда должен быть закрыт предохранительным колпачком! Изредка нужно следить за чистотой регулировочного винта (особенно в его рабочем месте, т.е. в точке упора на винт (его нижняя часть) механизма дроссельной заслонки) и за отсутствием в этом узле признаков коррозии.
6. Зная об этих принципах регулировки указанного винта, корпус дросселя можно спокойно снимать, чистить и т.п., винт тоже можно выкручивать для его чистки и смазки (не смотря на то, что это настоятельно не рекомендуют мануалы).
Так долго я наблюдал за регулировкой винта, т.к. предполагал, что возможны коррективы при разных температурных режимах окружающей среды (и летом и осенью и зимой я немного покручивал регулировочный винт дросселя туда - сюда для эксперимента). Но никаких корректив не последовало! По положению винта я сделал ещё летом "зарубку", т.е. царапинку иглой и правильное положение не изменилось за эти полгода. Таким образом, стоит единожды правильно отрегулировать винт и никакая температура окружающей среды, либо её влажность на регулировку не повлияют! Регулировка сохранится надолго.
Вчера заехал в Минске к диллеру "Land Rover". Там тест-буком провели диагностику работы двигателя. Холостой ход оказался "в идеале", поэтому, результаты своих регулировок я и публикую.
P.S. никаких замеров электрики (датчика положения дроссельной заслонки) на дросселе с помощью тестера я так и не производил. Не было надобности. Всё обошлось "механикой", т.е. вращением регулировочного винта дросселя и наблюдением за стрелкой тахометра. Я понял, что основной измерительный прибор в данном случае - это штатный ЭБУ! Сколько бы мы не измеряли тестером сопротивление, напряжение и т.п., сколько бы не подгоняли какие-то значения по прибору, если положение винта дросселя (и соответственно самой дроссельной заслонки) не нравится ЭБУ, то толку не будет! Можно начать регулировку по показаниям тестера, но окончить точно возможно только "механикой" и показанием тахометра. Не забывайте, что сама дроссельная заслонка и рабочее отверстие корпуса дросселя за период эксплуатации приобрели мельчайшие индивидуальные особенности. Эти особенности тестер просто "не видит". А вот ЭБУ, с помощью различных датчиков, "знает о них" и учитывает при подготовке топливной смеси. Хотя конечно можно и "угадать". Одним словом: тестера можно (возможно даже "нужно") избежать в этой цепи событий по регулировке холостого хода. Вместе с тем, как и я, можете для себя окончательно убедиться в правильности регулировки ХХ, заехав к официалам на компьютерную диагностику.
И имейте в виду, что точную регулировку в течении короткого времени не сделать (если только "попасть" в неё случайно). Для этого нужно поездить и дать время понять ЭБУ в правильном ли положении дроссельная заслонка. Т.е. ЭБУ должен приспособиться к малейшему вращению регулировочного винта дросселя и сам найти "идеал"!
Можно ли произвести регулировку указанного винта с помощью тест-бука? Вполне вероятно, что да. Программа тест-бука на то и рассчитана, чтобы понять потребности и проблемы ЭБУ и, по возможности, решить их. Но, у меня, как и у большинства владельцев Фрила-1, его просто нет. Кроме того, далеко не в каждом населённом пункте возможно сделать компьютерную диагностику данной автомашины (в Могилёве я её не нашёл). А куда-то ехать, где-то искать и т.п., я считаю, что нужно уж в крайнем случае. К тому же, бывает так, что и тест-бук в руках неважного специалиста - просто высокотехнологичная никчемная безделушка. Ибо найти неисправность с его помощью - это одно, а устранить её (или же произвести правильную регулировку) - это совсем другое!
Напоследок добавлю, что в бак своего Фрила (с момента его покупки) заливаю только 92-й бензин. Соответственно абсолютно все настройки и регулировки на моей автомашине произведены именно с использованием этого бензина. Читал на данном форуме утверждения о том, что нормальная работа двигателя 1.8i возможна только на 95-м бензине... Мой движок - реальный пример обратного. Уверен, что он такой далеко не единственный!
Лично для меня эта тема стала полностью исчерпанной.
Отредактировано Олег Бабков (2016-02-29 12:26:01)